Открыть меню

МЕН-ЦЗЫ И СЮНЬ-ЦЗЫ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА


МЕН-ЦЗЫ  И СЮНЬ-ЦЗЫ  О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА 🎎МЕН-ЦЗЫ 孟子 И СЮНЬ-ЦЗЫ 荀子 О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
________
 
🎎Два великих философа Поднебесной. Два противоположных взгляда на человеческую природу.
Один говорил, что человек рождается злым. Другой утверждал, что человек рождается добрым.
 
🎎МЕН-ЦЗЫ 孟子 считал, что изначальная природа человека – добро.
 
Человеку свойственно стремление к добру:
 
«Стремление природы человека к добру подобно стремлению воды течь вниз.»
 
« Среди людей нет таких, которые бы не стремились к добру, так же как нет такой воды, которая не стремилась бы течь вниз.»
 
🎋Мэн-цзы подчеркивает, что воде свойственно стремление течь вниз, так же как природе человека — стремиться к добру.
 
Но, как силой можно добиться изменения течения воды и заставить ее подняться даже на гору, так и человека можно побудить делать недоброе, несмотря на его положительные нравственные качества, заложенные в нем от рождения.
 
В этом смысле, говорит Мэн-цзы, природа человека подобна природе воды, т. е. и та и другая могут измениться под воздействием внешней силы, под чьим-либо влиянием.
 
Мэн-цзы говорил: «В урожайные годы большинство моих учеников бывают добрыми, а в голодные годы — злыми.
 
Такое различие происходит не от тех природных качеств, которые дало им небо, а потому что голод вынудил их сердца погрузиться во зло.»
 
 
🎎СЮНЬ-ЦЗЫ 荀子 жестко критиковал Мен – цзы, считая его точку зрения об « изначально доброй природе человека» глубоко ошибочной.
 
В своём трактате в главе (О злой природе человека), он пишет:
«Человек наделён дурной природой, а то, что в нём представляет добро, есть приобретённая культура (воспитанность)»
 
По мнению Сюнь Цзы зло – это врожденное качество человека.
А вот добро – это приобретенное в результате воспитания качество.
 
Иероглиф 伪 wěi – означает «то, что человек приобретает учением и воспитанием, не данное от природы, в противоположность 性 естеству».
 
У иероглифа 伪 основное значение — «ненастоящий; ложный, фальшивый». Поэтому воспитанность всегда фальшива.
 
🎋Сюнь-цзы говорит:
Человек рождается жадным, с инстинктивным желанием наживы. Следуя этому желанию у него появляется стремление грабить, оспаривать, нежелание уступать.
 
Человек рождается завистливым и злобным. Когда он следует этим качествам, в нем рождается жестокость и вероломство, исчезают верность и искренность .
 
 
Человек рождается с ушами и глазами, его влекут звуки и красота; когда он следует этим желаниям, рождается распущенность, исчезают нравственность и культурность.
 
Сюнь-цзы критиковал Мен-цзы за его чисто философский подход к проблеме, далёкий от практики:
« У Мэн-цзы сказано: «Человек по своей природе добр; то, что в нем есть злого, — это результат потери человеком своих врожденных качеств».
 
🎋Я утверждаю, что это неправильно. — пишет Сюнь цзы. —
Учение, толкующее о «природной добродетельности человека» “人之性善 ” , предполагает, что человек способен сам по себе, без усилий, стать прекрасным.
 
Но это не так: следуя своей природе, человек стремится поесть досыта, когда он голоден; быть в тепле, когда ему холодно; отдохнуть, когда он устал от тяжелой работы. Таковы естественные чувства человека!
 
То, что человек, несмотря на голод, видя рядом с собой старшего, не осмеливается приступить к еде первым, следует считать результатом воспитания, а не врожденной склонностью человека.
 
А между тем именно это и есть культурность, рождающаяся из соблюдения норм ритуала и выполнения своего долга.
 
Поэтому, когда человек следует своей природе, он невежлив и неуступчив; и, наоборот, когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе!
 
Если бы люди были добры по своей природе, то тогда им не за чем было бы желать стать добродетельными, ибо зачем желать того, что у тебя итак уже есть?
 
🎋Но человек именно потому и желает стать добродетельным, что ощущает в себе нехватку этого качества, а следовательно, стремится восполнить его
«Человек по своей природе не наделен ни культурностью, ни чувством долга; поэтому он усиленно стремится через учебу приобрести эти качества!»
 
В древние времена совершенномудрые правители, понимая, что человек по своей природе зол, ввели ритуал и понятие чувства долга (礼义) , создали систему законов.
 
Если бы люди были добры по своей природе, то утратилась бы и необходимость в законах, предписаниях и ритуалах: каждый сам знал бы, как следует поступать. Таким образом, сам факт наличия законов и ритуалов уже свидетельствует о том, что человек по природе не является добрым.
 
👑Если же сейчас попробовать отбросить власть правителя, не воспитывать в людях культурность и чувство долга, не пресекать их преступные действия с помощью наказаний и наблюдать со стороны за отношениями между людьми в Поднебесной, это приведет к тому, что сильный будет притеснять и грабить слабого, большинство — жестоко обращаться с меньшинством и вносить в него раскол.
 
Вслед за этим в Поднебесной немедленно воцарится хаос и одно за другим последуют разрушения!
И тогда становится очевидным, что человек по своей природе зол и что его добродетельность порождается практической деятельностью!
 
Сюнь цзы понимал, что именно превозмоганием зла в человеческой природе можно достичь состояния совершенномудрого. Другое дело, хочет ли сам человек этого.
 
А что вы думаете о природе человека? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Проект Время перемен · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено

Политика конфиденциальности
Отправляя любую форму на сайте, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта!